Вопросы автотехнической экспертизы после ДТП

Содержание

Автотехническая экспертиза при ДТП

Вопросы автотехнической экспертизы после ДТП

В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.

Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.

По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.

Задачи автотехнической экспертизы при ДТП

Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :

  1. Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.

    Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.

    Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.

  2. Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.

    Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.

    Основная цель — ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.

    В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.

    Статьи в помощь:

    Ответственность и наказание за оставление места ДТП

    Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

    а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.

    Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.

    Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.

    б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.

    В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.

    Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.

    Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.

    В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.

    Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.

    Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.

    Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).

Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП

Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.

Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно- процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.

Статьи в помощь:

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

Независимая экспертиза после ДТП

Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП

По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.

В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.

Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.

К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.

Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.

При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.

Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.

Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.

Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:

  • сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);
  • сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);
  • сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.

Статьи в помощь:

Схема ДТП

Осмотр места происшествия при ДТП

Протокол осмотра места ДТП образец

Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.

Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.

Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.

Статья в помощь:

Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.

Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.

Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.

При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.

При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.

Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.

Читайте также  Положена ли страховка виновнику ДТП

Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.

Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.

В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.

Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.

Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.

В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно — правовой формой деятельности.

Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.

Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.

Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.

Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы

Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.

Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.

Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.

Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.

В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.

Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.

Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.

Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.

При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.

В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.

Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/avtotekhnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp

Зачем нужна автотехническая экспертиза при ДТП

Зачастую после дорожного происшествия невозможно определить степень вины каждого из его участников и точно установить причины произошедшего. Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП заявляется лицами, заинтересованными в ее конкретных результатах.

Что это такое и для чего осуществляется подобная диагностика? Что она определяет, сколько времени занимает? Кто ее оплачивает? Узнаете дальше.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону +7 (800) 350-8319 . Это быстро и бесплатно!

Для чего требуется автотехническая экспертиза после ДТП?

Итак, основной вопрос — автотехническая экспертиза (АТЭ) при ДТП, что она устанавливает? Ответ: обстоятельства и причины аварии. Цель исследования —  оценка последствий дорожного инцидента. Это необходимо, чтобы:

  • определить степень вины каждого из участников ДТП;
  • собрать данные для статистических отчетов и прогнозов в области дорожных преступлений.

Если вторая цель не влияет на качество жизни конкретного человека, то первая зачастую определяет будущее водителя. Именно от результатов этой процедуры зависит, получит ли человек реальный срок или пострадает только материально.

Разновидности исследований

Можно выделить несколько классификаций АТЭ, в зависимости от определенных критериев:

  1. По объекту исследования бывают автоэкспертизы:
    • Обстоятельств дорожно-транспортной ситуации. Проводятся с целью определения времени, необходимого для остановки в ТС в конкретных условиях, как и с какой скоростью ехали машины, что могло помешать их нормальному передвижению, была ли вероятность избежать столкновения, случилось ли нарушение водителями ПДД и др.
    • Дорожных условий. Пзволяет установить состояние дорожного полотна, степень освещенности на участке происшествия, погодные условия в момент инцидента.
    • Технического состояния ТС. Выявляется соответствие работы машин в целом и отдельных элементов, причины и время возникновения неисправностей, возможность своевременно их устранить.
    • Автотовароведческие – определяют стоимость авто, годных остатков, реальный размер ущерба.
    • Трасологические – изучают всевозможные следы и отметины на ТС, телах водителей, дороге, с целью определения конкретного положения авто, обстоятельств аварии и т. д.
    • Психофизиологические. Определяют личностные особенности водителей-участников ДТП, их эмоциональный фон перед столкновением, что могло послужить причиной их несобранности или невнимательности на дороге.
  2. По очередности. Достаточно часто одной АТЭ бывает недостаточно. Поэтому проводится несколько:
    • первичная;
    • дополнительная – выполняется для уточнения предыдущего исследования;
    • повторная – проводится если результатов первых двух оказывается недостаточно для принятия обоснованных выводов или, когда в деле вскрываются новые факты.
  3. По исполнителям. В сложных неоднозначных ситуациях участия одного специалиста чаще всего недостаточно. Более того, изучение может выйти за рамки сугубо автотехнической области. В связи с этим экспертиза обстоятельств ДТП может быть:
    • единоличная – один эксперт ведет дело (проводится при простых дорожных происшествиях);
    • комиссионная – проводится группой экспертов в одной области;
    • комплексная – совмещает несколько видов проверок с привлечением специалистов не только автотехнической области, но и медиков, биохимиков, криминалистов и др.

Ходатайство о назначении

Любая автотехническая экспертиза при ДТП признается незаконной при проведении ее без официального основания. Им выступает ходатайство. Форма этого документа не регламентирована, утвержденный бланк также отсутствует. Несмотря на это, при его составлении необходимо соблюдать требования, предъявляемые к официальным документам. Ходатайство о проведении АТЭ должно включать следующие части:

  1. Вводная. Стандартная «шапка» документа с указанием реквизитов сторон, даты и места составления.
  2. Описательная. Причины необходимости автоэкспертизы, обоснование конкретного вида АТЭ.
  3. Результативная. Вопросы, которые следует изучить эксперту. Если известно, кто будет выполнять проверку, следует указать его данные, перечислить перечень документов-приложений, а также указать, за чей счет будет выполнена транспортная экспертиза.

Образец ходатайства на автотехническую экспертизу можно посмотреть тут.

Стоимость и сроки проведения

Конкретную стоимость проведения оценки последствий ДТП предугадать очень сложно. На стоимость подобных услуг влияет вид АТЭ, масштаб последствий, количество занятых экспертов, срочность, количество вопросов, на которые надо получить ответы, и др.

В среднем простые проверки по одной теме стоят 3-5 тысяч рублей. Сложные исследования, отвечающие на разноплановые вопросы, могут стоить и 50 тысяч рублей. Проверки в ходе судебного разбирательства дороже на 15-25%.

Всегда оплачивает проверку ее инициатор. Если АТЭ выполняется до судебного заседания, расходы на нее впоследствии взыскиваются с проигравшей стороны. Если оба участника произошедшего настаивают на автоэкспертизе, платят за нее 50 на 50. В случае тяжелого материального положения истца или ответчика, частично стоимость услуги погашается из гос. бюджета.

Сроки проведения АТЭ законодательством не регулируются. Простая экспертиза после ДТП обычно занимает 3-5 дней. Сложное комплексное исследование – не менее 10-30 дней. При назначении автоэкспертизы судьей ее исполнитель должен соблюдать оговоренные сроки. В случае их нарушения выносится штраф.

Исполнители АТЭ

Автоэкспертизой занимаются специализированные компании и частные эксперты. Главное, чтобы у специалиста было соответствующее образование и сертификат эксперта-техника. Сведения о сертифицированных экспертах находятся в открытом доступе на сайте Министерства юстиции.

Так же важно, чтобы для конкретного вида исследования был выбран специалист соответствующей специализации. Например, вопросы технического состояния транспортных средств нельзя поручать трасологу.

Вопросы для автотехнической экспертизы

Чтобы экспертиза обстоятельств ДТП принесла пользу, необходимо задавать правильные вопросы. Иногда даже грамотный юрист не сможет помочь в этом деле, поскольку не владеет многими техническими аспектами. В сложных ситуациях за помощью в формулировке вопросов лучше обратиться к консультанту в экспертной фирме.

Читайте также  Как считает страховая компания ущерб при ДТП

Технический эксперт всегда отвечает только на точные вопросы относительно тех или иных обстоятельств произошедшего. А формулировки типа «кто виноват» опускаются.

Пример вопросов при столкновении машин:

  • степень видимости на дороге;
  • коэффициент сцепления с дорожным покрытием;
  • расстояние между авто в момент приближения перед столкновением;
  • траектории ТС;
  • угол, под которым произошло столкновение;
  • по какой причине ТС потеряло устойчивость;
  • какие неисправности были в авто до момента аварии;
  • положение машин после столкновения и т. д.

Порядок проведения

Автоэкспертиза регламентируется КоАП, УПК и АПК. Выбор конкретного документа зависит от того, в рамках чего проводится исследование.

Частный порядок

Любое физическое или юридическое лицо может по своему желанию заказать АТЭ в специализированной компании или у ИП. Преимущественно в индивидуальном порядке заказываются товароведческие исследования с целью установления размера ущерба после аварии. Иногда граждане инициируют автоэкспертизу перед началом судебных разбирательств, чтобы иметь на руках мнение эксперта. Тем более, что стоимость ее ниже, чем по назначению судьи.

Очередность действий такова:

  • заключить договор с экспертной компанией или ИП;
  • оповестить об этом вторую сторону происшествия;
  • предоставить объекты для исследования;
  • оплатить услуги;
  • подождать определенное время;
  • получить экспертное заключение.

С этим документом можно выставлять претензии и отстаивать свои интересы в суде.

При административном расследовании

В ходе административного делопроизводства автоэкспертизу может инициировать судья или уполномоченный сотрудник ГИБДД. Для этого должно быть выписано предписание с указанием:

  • основания анализа последствий ДТП;
  • ФИО и должности эксперта, его прав и обязанностей;
  • материалов и объектов, подлежащих изучению;
  • конкретного списка вопросов;
  • ответственности за предоставление ложной информации.

До того как адресовать данное предписание исполнителю, инициатор исследования должен ознакомить с ним участников ДТП. Они, в свою очередь, могут добавить свои вопросы, а также просить смены состава экспертов или привлечения других специалистов.

Судебная экспертиза

Она инициируется любым участником происшествия, следователем или судьей. Заинтересованные стороны имеют право предлагать свои вопросы, на которые они бы хотели получить ответы от специалиста. Но окончательную версию утверждает судья. Он вправе некоторые предложения участников отклонить, но мотивировав свой отказ. В окончательной версии постановления должны содержатся все те же сведения, что и при ведении административного дела.

Когда заинтересованное лицо всячески препятствует проведению АТЭ, к примеру, не предоставляет свое авто для проверки, судья выносит вердикт без результатов автоэкспертизы не в пользу лица, создающего помехи к качественному проведению проверки. Техническое исследование в отношении пострадавшего или свидетеля проводится только с их разрешения.

В ходе проведения АТЭ могут присутствовать следователь и оба участника инцидента. Причем последние только с дозволения следователя. В заключении указывается перечень лиц, присутствующих во время диагностики.

Если автоэкспертиза проведена комиссионная и все эксперты одной специализации сходятся во мнении, составляется одно заключение. Если консенсуса достичь не удается, каждый специалист составляет свой итоговый документ и подписывает только его.

Если АТЭ проводится комплексная, то в итоге составляется единое заключение. В каждом разделе специалист определенной области описывает исследованную им часть и несет ответственность только за нее.

Заключение по результатам

Заключение — это итог всей проделанной работы, который и выступает доказательством в суде. Документ содержит следующие сведения:

  • дата и место проведения диагностики;
  • основание назначения проверки и ее инициатор;
  • сведения об эксперте, ознакомление его с ответственностью за ложное свидетельство;
  • объект изучения;
  • ход выполнения работы с указанием использованных методик;
  • ФИО присутствующих;
  • подробные ответы на вопросы инициатора.

Дополнительно к заключению прикладываются таблицы, фотографии, расчеты и другой вспомогательный материал. Если во время анализа выявляются сведения, важные для хода дела, они в обязательном порядке отражаются в документе, даже если не были заявлены инициатором проверки. Образец заключения можно посмотреть здесь.

В некоторых ситуациях эксперт не имеет возможности дать полноценную оценку результатов исследования. Чаще всего это происходит из-за неполноты предоставленных сведений или плохого качества материалов. В таких случаях специалист путем составления заявления объясняет причины отказа от выдачи заключения.

При необходимости – по желанию следователя, судьи, потерпевшего или обвиняемого – эксперт может быть вызван в суд для пояснения результатов АТЭ.

Если выполненная проверка не полностью прояснила ситуацию, назначается дополнительная либо повторная. Требовать новую АТЭ может обвиняемый или потерпевший, а также их представители.

Полезные советы

Вот несколько важных советов, которые способны помочь вам:

  1. Выбирайте квалифицированного сертифицированного эксперта.
  2. Присутствуйте во время экспертизы.
  3. Тщательно продумывайте вопросы для изучения.
  4. Внимательно знакомьтесь с экспертным заключением.
  5. Помните о своем праве ходатайствовать о проведении дополнительного или повторного исследования.

Автотехническая экспертиза дает ответы на многие вопросы, возникающие по результатам ДТП. Но чтобы заключение было принято во внимание уполномоченными органами и имело достоверные результаты, подготовка к ней и сам процесс должны быть выполнены очень качественно.

Все ещё остались вопросы?

Позвоните по номеру 8 (800) 350-83-19 и наш ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ юрист ответит на все Ваши вопросы!

Источник: http://ZakonIAvto.ru/dtp/zachem-nuzhna-avtotehnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp.html

Автотехническая экспертиза при ДТП

Вопросы автотехнической экспертизы после ДТП

Проведение автотехнической экспертизы – одна из сложнейших задач, с решением которой сталкивается участник аварии. Нужна ли она, поможет ли, как организовать, куда обратиться, сколько будет стоить – на эти вопросы ищет ответы водитель. А мы поможем разобраться.

Общее определение

Экспертиза – это научное исследование объектов материального мира. Ее цель – ответить на вопросы об обстоятельствах происшествия путем изучения материальных следов, оставшихся на месте события. Она должна выполняться специалистом (лицом, имеющим соответствующее образование и опыт), по строгой проверенной научной методике, позволяющей повторить исследование.

Зачем она нужна

Назначение автотехнической экспертизы всегда обусловлено необходимостью получения профессионального суждения специалиста о тех или иных вопросах, ответить на которые без специальной подготовки, образования или проведения инструментального исследования невозможно.

К помощи «профессионального свидетеля», как иногда называют эксперта, прибегают органы дознания и суды, когда считают необходимым подтвердить обстоятельства дела экспертным заключением или, когда без него невозможно установить какой-либо факт.

Участники происшествия выносят вопросы на автотехническую экспертизу для подтверждения своих доводов об обстоятельствах дела или обоснования возражений против доводов другой стороны.

В отдельных случаях, для решения конкретных вопросов, проведение специального анализа обязательно. Так, в соответствии со статьей 12.1 ФЗ от 25.04.2002 года № 40-ФЗ, независимая техническая экспертиза должна проводиться для установления:

  • обстоятельств причинения вреда автомобилю;
  • его повреждений;
  • причин поломок;
  • технологии, методов и стоимости восстановления машины.

Виды

По своему процессуальному статусу экспертизы разделяют на:

Первые проводятся в рамках гражданского, административного или уголовного производства, на основании определения суда, должностного лица или органа, рассматривающих дело. Участвовать в исследовании, не вмешиваясь в его ход, ставить перед экспертом вопросы могут обе стороны спора. Эксперт предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Внесудебное исследование проводится на основании заявления заинтересованного лица. Вопросы для внесудебной автотехнической экспертизы готовит и ставит перед экспертом заявитель. Расписку об ответственности эксперт не предоставляет.

На заметку. Закон не придает судебной экспертизе какого-либо особого предпочтения перед внесудебной.

Какая цель автотехнической экспертизы?

Данная экспертиза при ДТП может проводиться с целью:

  • установления конкретных обстоятельств аварии;
  • проверки исправности транспортных средств на момент совершения аварии;
  • исследования следов на транспортных средствах и месте происшествия;
  • определения стоимости восстановительного ремонта и оценки автомобилей;
  • установления факторов, сопутствующих дорожно-транспортному происшествию: состояние проезжей части, дорожные условия.

В рамках ОСАГО, с целью установления страхового случая и размера убытков, причиненных страхователю, проводится независимая техническая экспертиза.

Вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы

Заключение специалиста может оказаться бесполезным, если вопросы для автотехнической экспертизы при ДТП будут сформулированы неправильно.

Эксперт, проводящий исследование, может высказать свое мнение о фактических обстоятельствах аварии или ее реальных последствиях, но он никогда не дает правовую оценку действий или бездействия участников. Поэтому вопросы права никогда не ставятся перед экспертом.

Например, спрашивать эксперта: «Кто виновен в дорожно-транспортном происшествии?» – бесполезно. Это предмет правовой оценки, установить вину должен суд. Ответ на вопрос: «В каком техническом состоянии находилось транспортное средство в момент столкновения?», наоборот, поможет подтвердить довод о неисправности автомобиля оппонента, как причины аварии.

Готовя задание для специалиста, следует опираться на обстоятельства происшествия. Задать себе вопрос: какие факты, установленные экспертным заключением, помогут обосновать ваши доводы.

Читайте также  Как избежать наказания за оставление места ДТП

На заметку. Экспертиза – не самоцель, а средство доказывания. Использовать ее нужно разумно и осторожно.

Экспертные учреждения

Выполнение исследования можно поручить государственным экспертным организациям или коммерческим. Закон не устанавливает каких-либо специальных условий ведения деятельности по осуществлению такого вида предпринимательства (лицензирования, членства в саморегулируемой организации). Поэтому даже суд может поручить ответить на вопросы негосударственному учреждению.

Конкретные требования к квалификации эксперта установлены только для специалистов, работающих в государственных экспертных учреждениях, а также экспертов, дающих заключение в целях реализации положений Закона об ОСАГО.

Суды, принимая решение, в какую организацию направить вопросы на автотехническую экспертизу по ДТП, чаще прибегают к услугам коммерческих организаций, поскольку государственные учреждения, как правило, сильно загружены, и ждать заключения приходится достаточно долго.

Стоимость услуг примерно одинакова, и варьируется в диапазоне от 2500 рублей за простое исследование, до нескольких десятков тысяч – за сложное. Размер зависит, в первую очередь, от сложности и объема проверки.

Сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП

Как долго эксперт будет готовить заключение, зависит от сложности исследования и загруженности специалиста.

Коммерческие организации выполняют исследования по частным заказам в сроки от десяти дней. Судебное, как правило, проводится в течение месяца. Государственные учреждения выдают заключения по истечении двух и более месяцев.

В заключении

  • Проведение исследования можно поручить государственной или коммерческой экспертной организации.
  • Вопросы для автотехнической экспертизы после ДТП следует подготовить заранее, опираясь на обстоятельства происшествия.

Источник: https://OsagoGid.ru/ekspertiza/avtotexnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp.html

Автотехнические экспертизы

Автотехническая экспертиза представляет собой специальное исследование автотранспортных средств с целью оценки их текущего состояния и определения механизма произошедших с ними изменений. Как правило, автотехническая экспертиза применяется в отношении автомобилей, побывавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Данное исследование необходимо для установления актуальной стоимости транспортного средства и определения нанесенного его владельцу материального ущерба. Кроме того, с помощью этого вида экспертизы можно выяснить подробности происшествия, определить факторы, по которым суд впоследствии сможет установить виновника аварии.

Предмет исследования автотехнической экспертизы является довольно сложным и многокомпонентным объектом, он включает в себя сам автомобиль, состояние дорожного полотна, особенности погодных условий в момент инцидента, оставленные на полотне и автомобиле следы различного генеза.

Потребность в автотехнической экспертизе возникает, если объем нанесенного потерпевшему материального ущерба вызывает сомнения, и при этом не позволяет оставить ситуацию нерешенной, то есть спор должен быть урегулирован в суде. Круг проблем, решаемых автотехнической экспертизой достаточно велик, в него входит анализ непосредственно транспортного средства и обстоятельств, в которых случился инцидент.

Задачей исследования является поиск причин, которые лежат в основе происшествия, а также определение последствий, которые повлекло за собой случившееся. Автотехническая экспертиза предваряет определение лица, виновного в том, что произошла авария.

Виновность конкретного человека (или организации) определяется только в судебном порядке, однако, предоставление максимальной информации обеспечивается посредством данного исследования.

Автотехническая экспертиза имеет множество названий. Ее также называют автотранспортной, дорожно-транспортной, транспортной экспертизой, автоэкспертизой и экспертизой дорожно-транспортных происшествий.

Большое количество наименований исследования связано, прежде всего, с широким кругом решаемых проблем.

Причем, данное исследование проводится не только в отношении машин, прошедших через аварию или столкновение, но и для оценки качества выполненных ремонтных работ, а также других манипуляций, связанных с изменением конструкции автотранспортного средства.

Основные направления производства автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза – это сложный, многоступенчатый процесс, исследующий множество аспектов произошедшего, начиная от самого автомобиля и заканчивая анализом дорожных условий и следов, оставленных автомобилем на дорожном полотне.

Иногда необходимо произвести комплексное исследование сложившейся ситуации. В большинстве же случаев достаточно проанализировать только транспортное средство, например, особенности его производственных характеристик или нанесенные в момент аварии повреждения.

В связи с этим, автотехническая экспертиза подразделяется на следующие виды:

Автооценочная экспертиза определяет текущую рыночную стоимость автомобиля в том виде, в каком он направлен на проведение исследования. Эксперт исчисляет цену, ориентируясь на среднерыночные показатели.

В результате данного вида автотехнической экспертизы также можно установить объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства в результате случившейся аварии.

При этом специалист ориентируется на средние показатели цены аналогичного автомобиля того же года выпуска, кроме того, он вычисляет стоимость машины с учетом поврежденных частей и деталей.

Экспертиза дорожных условий анализирует состояние того отрезка дороги, на котором произошла авария. Исследование оценивает состояние дорожного полотна, наличие на нем повреждений, правильность нанесенной разметки, а также корректность установленных дорожных знаков. Любой из перечисленных аспектов в случае имеющихся нарушений может привести к столкновению, при этом вина с граждан, управляющих автомобилями, должна быть снята.

Экспертиза состояния транспортных средств устанавливает техническую пригодность автомобиля к эксплуатации. Специалист, проводящий данный вид автотехнической экспертизы, исследует имеющиеся в автотранспортном средстве поломки, недостатки производственной сборки, преднамеренно нанесенные повреждения. Подобный анализ может выявить непригодность автомобиля к эксплуатации, а также определить причины данного состояния машины.

Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из самых объемных и трудоемких по исполнению разновидностей автотехнической экспертизы. Исследование определяет множество факторов, сопровождавших ДТП и устанавливает их влияние на механизм нанесенных повреждений.

Данный вид экспертизы учитывает направление движения автомобилей, погодные условия, состояние граждан, управлявших транспортными средствами, особенности дорожного покрытия и другие показатели.

Эксперт исследует оставленные автомобилями следы, материалы дела, метеорологические данные, показания свидетелей, производит необходимые анализы и так далее.

Порядок проведения автотехнической экспертизы

В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту. На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.

При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа.

В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить. После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы.

В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:

  • Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
  • Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
  • Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
  • Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
  • Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.

После получения всех необходимых документов и материалов эксперт приступает к производству автотехнической экспертизы. В первую очередь он тщательно изучает все имеющиеся сведения, потом осуществляет другие необходимые экспертные мероприятия – анализы, исследования и так далее.

Изучив полученные результаты исследования и решив поставленные перед ним задачи, специалист формулирует свое экспертное мнение и отвечает на заданные вопросы. На последнем этапе эксперт составляет экспертное заключение, в которое заносит описание произведенных действий, копии полученных документов, экспертный вывод и ответы на вопросы.

После передачи заключения инициатору экспертизы, специалист, проводивший исследование, может быть вызван в суд для дачи показаний или разъяснений относительно вынесенного им экспертного заключения.

Правовая база для производства автотехнической экспертизы

Обязанности и права эксперта, осуществляющего производство автотехнической экспертизы, закреплены в Федеральном законе № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года (статья 16 и 17 соответственно).

Статья 25 того же Закона регламентирует порядок формирования экспертного заключения и его содержание.

Вопросы, которые задаются специалисту, проводящему автотехническую экспертизу

  1. Каковы причины произошедшего столкновения?
  2. Каково было состояние дорожного полотна в момент аварии?
  3. Соответствовало ли нанесение дорожной разметки требованиям нормативных документов?
  4. Какова текущая стоимость исследуемого автомобиля?
  5. Каков объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства?

Источник: https://sudexpa.ru/expertises/avtotekhnicheskaia-ekspertiza/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: